Публикации и статьи

Зимой самое время поговорить о таком популярном средстве повышения проходимости коммерческих автомобилей, а равно и безопасности вождения как цепи противоскольжения.

Цепи противоскольжения, одеваемые на ведущие колеса автомобиля, - важный компонент его зимнего снаряжения. Они увеличивают сцепные свойства колес и, таким образом, выполняют две важнейшие функции. Во-первых, повышают проходимость машины по гололеду, укатанному снегу, снежной целине, а также по раскисшему грунту. А, во-вторых, что не менее важно, являются действенным фактором безопасности, противодействую заносу на обледенелой или заснеженной поверхности, или в грязи.

Конструкция - разная Цепь противоскольжения связана таким образом, чтобы покрывать шину автомобиля равномерно. Для грузовиков цепи обычно изготавливают по схеме «лесенка». Такая конструкция состоит из продольных цепей, проходящих по окружности, которые соединяются поперечными цепями.

Вместе с тем для легких коммерческих автомобилей, например, пикапов и фургонов, а также для тяжелых грузовиков, погрузчиков и другой спецтехники могут применяться цепи, выполненные по схеме «сота» (см. фото в заголовке). Они имеют больший контакт с поверхностью дороги и обеспечивают более плавный ход. Правда, эти цепи дороже, чем лестничные.

Характерно, что цепи «сота» для погрузчиков и другой спецтехники, предназначенные для длительной постоянной работы, имеют мелкий шаг (т. н. короткозвенные цепи). Это повышает износостойкость цепи.

На коммерческих автомобилях, в том числе и малой грузоподъемности, может также устанавливаться устройство противоскольжения типа «сектор». Преимущество его – удобство и быстрота монтажа. Однако для его установки необходимо, чтобы в колесном диске имелись отверстия диаметром не менее 23 мм.

Цепи противоскольжения для грузовых автомобилей изготавливаются из обычных цепей разного калибра: 6, 8, 9 и 10 мм. Выбор этого параметра зависит от конкретных условий эксплуатации транспортного средства. При выборе цепи нужно учитывать следующее: чем больше размер звеньев, тем лучше проходимость. Но есть и обратная сторона медали: увеличенный вес цепи, более тряская езда по ровной поверхности и повышенной износ резины.

Нужно отметить, что даже похожие внешне цепи противоскольжения могут существенно различаться по качеству и, разумеется, по цене: от простейших китайских, за несколько сотен гривен – до цепей элитных брендов, где счет уже идет на тысячи.

И еще одно. Очень важно обращать внимание на удобство и легкость одевания цепи той или иной модели. Здесь тоже бывают существенные отличия, которые очень важны при частом использовании на разных участках дороги.

Виды обработки
При выборе цепи противоскольжения очень важно учитывать характер термической обработки ее звеньев. Здесь выделяют три основных типа. Во-первых, это цепи из «сырого» металла, без термообработки. Они весьма пластичны и не лопаются при попадании колеса на острый камень либо бордюр. Однако у них есть и существенный недостаток: металл мягкий и потому очень сильно подвержен истиранию. Таких цепей, увы, надолго не хватит.

Во-вторых, это цепи из «каленой» стали. Они, в отличие от названных выше, очень хорошо сопротивляются истиранию об абразив, которым являются асфальт и гравий. Однако хрупкость сводит на нет это важное преимущество.

В-третьих, это цепи комбинированной термообработки. Речь идет о так называемой специальной «прикалке»: цепь подвергают поверхностной термообработке, благодаря которой она становится очень прочной снаружи, но пластичной внутри. Таким образом, достигается заветная «золотая середина» - цепь ни стирается от случайных заездов на голый асфальт, ни лопается от ударов.

Другие статьи и публикации

Публикация

Mercedes-Benz Actros MP4 1853LS: наши тесты

30.10.2015